Конституция. Раздел второй. Права человека

Признаюсь, когда изучал конституции СССР и БССР, не осмысливал их текст критически. Когда приняли конституцию РБ и её редакцию 1994 г., обратил внимание только на изменения.
Сейчас вчитываюсь и убеждаюсь - сколько в ней несуразностей.
Аляповато выполнен даже порядок статей. Например, во втором разделе “Гражданин общество государство” часть демократических гарантий судопроизводства в 1й части раздела, потом идут обязанности граждан, потом снова суд… Что за олух это составлял? Простите, если кого обидел.
Ну и очень много воды, пустых и ничем не подкреплённых деклараций, списанных из конституции БССР 1978 г, конституции СССР 1977 г. и даже сталинской. Трёп, а не закон. Пытаюсь конкретизировать или вылить воду.
И так, вторая часть. Я её переименовал в “права и обязанности граждан”.
Привожу текст с преамбулой и 1 разделом, т к они взаимосвязаны.
Вздохнём… Поехали!

Мы, народ Республики Беларусь (Беларуси), пользуясь неотъемлемым правом национального самоопределения, провозглашаем суверенное государство, наследник и правопреемник Белорусской Советской Социалистической Республики. В трудной борьбе мы отстояли демократические ценности, выборность и сменяемость власти, приоритет законности.

Желая обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства, обеспечивающего защиту прав и свобод каждого гражданина Беларуси, мы принимаем настоящую Конституцию – Основной Закон Республики Беларусь.

РАЗДЕЛ І
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ

Статья 1

Республика Беларусь – унитарное светское демократическое социально-ориентированное правовое государство.

Конституция Беларуси является основой законодательной системы, при которой государственный аппарат обеспечивает права и законные интересы граждан, независимость и территориальную целостность, законность и правопорядок.

Статья 2

Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Он реализует свои властные полномочия непосредственно или опосредованно через представительные органы.

Непосредственная реализация властных полномочий осуществляется путём референдума, выбора президента и депутатов в Народную Раду, местные рады и органы местного самоуправления, выражения поддержки проводимой политике или её осуждения в ходе массовых мероприятий.

Верховная власть избранных народом президента и Народной Рады распространяется на всю территорию Беларуси.

Статья 3

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества. Ущемление законных прав граждан должностными лицами государственных органов влечёт наказание, вплоть до освобождения от занимаемой должности и уголовной ответственности.

Гражданин ответствен перед народом за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией.

Статья 4

Любые действия по насильственному изменению конституционного строя, захвату государственной власти противоправными методами либо по её удержанию такими методами считаются тяжким преступлением и влекут наказание в соответствии с уголовным законом Республики Беларусь.

Статья 5

Демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.

Политические партии, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, объединяют единомышленников, разделяющих пути и средства достижения прогресса в экономической, политической и социальной жизни страны, участвуют в выборах, выдвигая своих сторонников в качестве претендентов на должность президента Беларуси, депутатов Народной Рады и других выборных органов, ведут агитацию.

Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Общество формирует идеологию, основанную на ценностях патриотизма, гуманизма, социальной справедливости. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя, призывающих к установлению авторитарной или диктаторской власти, ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, исповедующих человеконенавистническую идеологию коммунизма, фашизма, а также экстремальных религиозных вероучений.

Статья 6

Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения её на законодательную, исполнительную, судебную и прокурорский надзор. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Статья 7

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права.

Все государственные органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые акты или их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы.

Нормативные акты государственных органов публикуются в периодической печати, оглашаются в электронных средствах массовой информации и размещаются на всё время действия на общедоступных бесплатных сетевых ресурсах. Доведение до всеобщего сведения общеобязательных нормативных документов предшествует их вступлению в силу.

Не допускается обратное действие правовых норм, в результате введения которых наступают неблагоприятные последствия для граждан в связи с совершением ими в прошлом каких-либо действий до вступления в силу этих норм.

Статья 8

В Республике Беларусь признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им законодательства.

Подписанные президентом Беларуси и ратифицированные парламентом международные договоры приобретают силу национального закона. Не допускается принятие нормативных актов, противоречащих положениям ратифицированных договоров, до выхода Республики Беларусь из этих договоров.

Не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции.

Статья 9

Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета.

Территория Беларуси едина и неотчуждаема.

Территория делится на административно-территориальные единицы. Административно-территориальное деление государства определяется законодательством.

Статья 10

Гражданину Республики Беларусь, находящемуся за пределами её территории, гарантируется помощь государства в случае возникновения проблем, связанных с возвращением в Беларусь, с уголовным преследованием по законам страны пребывания, с потерей здоровья и в других непредвиденных ситуациях. Возмещение затрат, связанных с оказанием такой помощи, производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статья 11

Никто, имеющий гражданство Республики Беларусь по праву рождения, не может быть лишён гражданства против его воли.

Лицо, получившее гражданство Республики Беларусь вследствие натурализации, может быть лишено его в случаях, предусмотренных законодательством.

Гражданин Республики Беларусь ни при каких обстоятельствах не может быть выдан иностранному государству, однако в случае обвинения его в совершении деяния, считающегося преступным и по законам государства, где инициировано обвинение, и в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь, такое лицо подлежит суду. В случае признания виновным оно отбывает наказание на территории Беларуси.

Наличие гражданства иного государства у гражданина Беларуси не признаётся на территории Республики Беларусь, не влечёт признания за ним дополнительных прав или наложения обязанностей.

Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Статья 12

Республика Беларусь может предоставлять право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность. Данные лица не подлежат выдаче, если существует обоснованное предположение об их преследовании в нарушение норм международного права.

Статья 13

Собственность государства в Республике Беларусь является общей собственностью граждан. Государственная собственность используется для обеспечения прав граждан, наиболее полного удовлетворения их материальных, социальных и духовных потребностей.

В собственности государства находится земля, кроме участков, переданных в частную собственность, её недра, водные ресурсы, воздушное пространство, национальные транспортные магистрали, леса, средства национального бюджета и местных бюджетов, золотовалютный запас, коммунальные средства, а также иное движимое и недвижимое имущество, необходимое для выполнения функций государства либо находящееся в общем пользовании граждан. Средства производства – заводы, фабрики, энергетический комплекс, сельскохозяйственные угодья – принадлежат государству лишь постольку, поскольку их нахождение в общенародной собственности служит экономическому развитию Беларуси.

Государственные и негосударственные предприятия имеют равные права, равный доступ к рынку, кредитным и иным ресурсам на свободной конкурентной основе.

В виде исключения допускается государственная монополия, которая распространяется только на отдельные виды деятельности, их исчерпывающий перечень устанавливается законом.

За счёт пожертвований граждан и юридических лиц формируется имущество общественных и религиозных организаций. Жертвователи не сохраняют право на долевую собственность в имуществе таких организаций.

Иностранные юридические лица, граждане, религиозные и общественные организации, а также дипломатические представительства иностранных государств имеют право владеть имуществом на территории Республики Беларусь. Отчуждение в собственность иностранным субъектам земельных участков не допускается, возможно только предоставление в пользование.

Статья 15.

Органы государственного управления обеспечивают сохранение историко-культурных и духовных богатств белорусского народа. Ценные произведения искусства, музейные редкости и иные уникальные артефакты, принадлежащие государственным и общественным организациям, а также гражданам Беларуси, не могут быть переданы в собственность иностранным субъектам, а также вывезены за пределы Беларуси, кроме как для экспонирования за рубежом с гарантией возвращения в Беларусь.

Статья 16

Религии и вероисповедания равны перед законом.

Каждый гражданин вправе исповедовать любую религию или придерживаться атеистических воззрений, пропагандировать свою точку зрения на религию, не оскорбляя чувств других лиц.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Статья 17

Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.

Любые нормативные документы, принимаемые органами государственной власти и управления, содержащие общеобязательные нормы для всех организаций и физических лиц на территории Беларуси, обнародуются одновременно на русском и белорусском языке.

Граждане Республики Беларусь, а также лица, получившие право на постоянное проживание, обязаны свободно владеть обоими языками, понимать белорусскую и русскую письменную и устную речь.

Должностные лица и граждане вправе самостоятельно выбирать, на каком языке из двух государственных обращаться к другому лицу либо давать ответ на его обращение.

Статья 18

Внешняя политика Республики Беларусь строится на принципах равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Президент Республики Беларусь и другие должностные лица, представляющие государство на международной арене, не вправе выступать с заявлениями или подписывать соглашения, противоречащие Конституции.

Не допускается размещение и хранение в Беларуси ядерного оружия, а также иностранных военных баз.

Нахождение военных подразделений иностранной армии на территории Беларуси в мирное время допускается только на короткий срок с целью совместных учений и торжественных мероприятий.

Статья 19

Символами Республики Беларусь как суверенного государства являются: её Государственный флаг в виде трёх равных по ширине полос белого, красного и белого цвета, Государственный герб в виде скачущего всадника с поднятым над головой мечом, Государственный гимн и девиз «Жыве Беларусь».

Статья 20

Столица Республики Беларусь – город Минск.

РАЗДЕЛ ІІ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

Статья 21

Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью президента, всех выборных органов государственной власти, органов государственного управления. Этой цели посвящается деятельность всякого должностного лица на своём посту.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье, обеспечиваемый трудом, а для нетрудоспособных граждан – субсидиями системы социального страхования.

Статья 22

Граждане Беларуси равны перед законом.

Каждый имеет право на защиту прав и законных интересов без дискриминации по социальным, половым, национальным, религиозным и иным признакам.

Статья 23

Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц в условиях стихийных бедствий, чрезвычайного или военного положения.

Статья 24

Каждый имеет право на жизнь.

Смертная казнь в мирное время запрещена. В военное время или в условиях военного положения смертная казнь может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за воинские и особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда.

Статья 25

Государство обеспечивает свободу, неприкосновенность и достоинство личности, неразглашение конфиденциальных личных данных.

Ограничение или лишение личной свободы возможно в случаях и порядке, установленных законом, в связи с расследованием уголовного дела, производством по делу об административном правонарушении, отбыванием наказания, вследствие применения принудительных мер медицинского характера.

Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его честь и достоинство обращению или наказанию, содержанию в условиях, не соответствующих гигиеническим стандартам, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам.

Статья 26

Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Любые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу.

Статья 27

Никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Доказательства, полученные в уголовном процессе, гражданском процессе, производстве по делам об административных правонарушениях с нарушением закона, не имеют юридической силы.

Статья 28

Каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, коммуникаций с помощью электронных средств связи.

Статья 29

Никто не имеет права войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли иначе, чем на основании постановления суда или органа предварительного расследования в установленном законом порядке.

Гражданин вправе воспрепятствовать незаконному проникновению в его жилище.

Статья 29-1

Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане в соответствии с законом вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда.

Статья 29-2

Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 29-3

Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Статья 30

Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно возвращаться обратно.

Ограничения на передвижение могут вводиться в установленном законом порядке в случае эпидемий, химического или радиоактивного заражения местности на время действия чрезвычайного положения.

Статья 31

Граждане Республики Беларусь имеют право на перемену пола.

Сексуальная ориентация лица или перемена пола не могут быть основанием для дискриминации.

Статья 32

Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях. Длительное совместное проживание двух разнополых лиц с ведением общего хозяйства приравнивается к заключению официального брака.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей.

Дети, изъятые из семьи в связи с лишением родителей родительских прав, могут быть переданы для усыновления (удочерения) другой семье.

Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья. Ограничение допуска женщин к исполнению отдельных видов работ допускается исключительно из-за противопоказания физических перегрузок для женского организма.

Статья 33

Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и право на их свободное выражение, в том числе – в публичной форме.

Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них.

Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Статья 34

Граждане Республики Беларусь имеют право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Статья 35

Граждане Беларуси имеют право свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования.

Организаторы массовых мероприятий, проводимых вне помещений, обязаны в уведомительном виде согласовать формат и программу с местными органами власти. Организаторы несут полную ответственность за поддержание общественного порядка во время мероприятия.

Свадьбы, юбилеи, детские праздники, музыкальные фестивали и другие мероприятия культурного и бытового плана не требуют согласования.

Статья 36

Каждый имеет право на свободу объединений.

Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов охраны правопорядка и других силовых структур, а также руководящие работники органов государственного управления не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Статья 37

Граждане Республики Беларусь имеют равное право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, а также в соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой быть назначенными на государственную должность, кроме случаев, когда для такого избрания или назначения законом предусмотрены особые условия.

Статья 39

Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Никто не вправе препятствовать сбору подписей под коллективным обращением.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления или отказ в удовлетворении требований, изложенных в заявлении, должен быть письменным и мотивированным.

Статья 40

Граждане Республики Беларусь имеют право трудоустройства на работу, выбирая профессию и род занятий в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой.

В Беларуси принимаются меры для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему предлагается обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Статья 41

Лица, работающие по найму, имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Выпускники высших и средне-специальных учебных заведений обязаны устроиться на работу по выбору работодателя только в случаях, когда такая обязанность закреплена в контракте об оплате учёбы.

Статья 42

Лицам, работающим по найму, выплачивается справедливое вознаграждение в соответствии с условиями трудового договора, а государственным служащим – в соответствии со ставками, утверждёнными для данной категории работников.

Материальное стимулирование не может быть ниже установленной минимальной заработной платы.

Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

Статья 43

Трудящиеся имеют право на отдых. Для работающих по найму это право обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха.

Статья 44

Граждане имеют право владеть частной собственностью, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами.

К частной собственности граждан относятся их личное имущество, денежные средства, предприятия негосударственной формы собственности либо доля в таких предприятиях, земельные участки, отведённые под строительство жилого дома, ведения личного приусадебного хозяйства или организации фермерского хозяйства. Гражданам также принадлежат личные имущественные или неимущественные права, охраняемые законом.

Правомерность владения имуществом не подлежит доказыванию владельцем, если нет явных оснований считать имущество приобретённым незаконным путём. Должностные лица контролирующих органов вправе проверить соответствие стоимости имущества, находящегося в собственности такого лица, уровню его доходов и уплаченных налогов, в случае явного несоответствия – взыскать подоходный налог.

Неприкосновенность собственности, право ее наследования охраняются законом.

Изъятие и принудительное отчуждение имущества допускается лишь по решению суда.

В случае изъятия земельного участка, жилого дома или иного недвижимого имущества по мотивам общественной необходимости государственный орган, выступивший инициатором изъятия, обязан своевременно и в полном объёме компенсировать стоимость отчужденного имущества, а также неудобства, связанные с вынужденным переездом.

Статья 44-1

Граждане Республики Беларусь, а также иностранные физические и юридические лица осуществляют предпринимательскую деятельность.

В государстве создаётся режим максимального благоприятствования для инвестиций в бизнес.

Законы и иные нормативные акты, ухудшающие или осложняющие ведение предпринимательской деятельности в стране, не имеют обратной силы. Они вступают в силу не ранее чем через год после их опубликования, кроме экстренных случаев, когда это необходимо для обеспечения общественной безопасности или предотвращения существенного ущерба охраняемым интересам.

Собственность предприятий, банков и иных субъектов хозяйствования защищается законом. Любой ущерб, причинённый юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю незаконными действиями иных лиц, подлежит возмещению в установленном законом порядке. Должностные лица государства, допустившие противоправное нанесение ущерба, отвечают за свои действия личным имуществом в пределах сумм, выплаченных в связи с компенсацией ущерба.

Проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности не должны вызывать сложности для продолжения такой деятельности. В случае выявления нарушений проверяющие органы обязаны предпринять усилия для сохранения бизнеса и рабочих мест.

Статья 45

Граждане Республики Беларусь имеют право на охрану здоровья, включая бесплатное и платное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. В Беларуси стимулируется развитие частных клиник, а также страховое возмещение стоимости медицинских услуг.

Статья 46

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за рациональным использованием природных ресурсов, соблюдением санитарных норм, принимают меры по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Статья 47

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение по достижении пенсионного возраста, при наличии достаточной выслуги лет в вооружённых силах или иных силовых структурах, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом.

Статья 48

Граждане Республики Беларусь имеют право на жилище. Это право реализуется через приобретение или путём найма жилых помещений, а также строительства индивидуальных жилых домов. Для граждан, находящихся в стеснённом материальном положении и нуждающихся в улучшении жилищных условий выделяются льготные кредиты для приобретения жилья, участков под застройку и жилищного строительства в установленном законом порядке.

Молодым специалистам, направляемым на работу, и иным категориям граждан, пользующихся предусмотренным законом льготами, предоставляется государственное арендное жилище с оплатой по доступным социальным ставкам.

Статья 49

Каждый имеет право на бесплатное общее среднее и профессионально-техническое образование.

Бесплатное среднее специальное и высшее образование доступно для всех на конкурсной основе в государственных учебных заведениях.

Статья 50

Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.

Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону.

Граждане обладают правом свободного выбора белорусского или русского языка обучения для своих детей в средних учебных заведениях.

В случае компактного проживания национальных меньшинств, чей родной язык не является белорусским или русским, и достаточного количества учащихся средних учебных заведений для комплектования класса, родители вправе требовать организации образования на их национальном языке. Изучение белорусского языка и литературы на белорусском языке, а также русского языка и литературы на русском языке является обязательным.

Статья 51

Интеллектуальная собственность охраняется законом. Граждане Республики Беларусь имеют право на справедливое вознаграждение за использование результатов их интеллектуальной деятельности и на судебную защиту авторских прав.

Статья 52

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан соблюдать ее Конституцию, законы, общеобязательные подзаконные нормативные акты и уважать национальные традиции.

Статья 53

Реализация прав и законных интересов граждан не должна вызывать ущемления прав и законных интересов иных физических и юридических лиц. В случае конфликта интересов стороны обязаны найти соглашение в добровольном порядке либо разрешить спор в суде или третейском суде.

Статья 54

Граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин, сборов и иных платежей.

Статья 55

Защита Республики Беларусь – обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь.

Призыв на действительную военную службу, порядок прохождения воинской службы на основании призыва и по контракту, основания и условия освобождения от воинской службы либо замена её альтернативной определяются законом.

Статья 54

Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности. Порча памятников истории и культуры наказывается по закону.

Статья 55

Охрана природной среды – долг каждого. Лица, проживающие в Республике Беларусь, обязаны воздерживаться от загрязнения любых мест общественного пользования, лесов, полей, водоёмов, воздушной среды.

Статья 58

Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и её законами, либо к отказу от своих прав.

Статья 63. Осуществление предусмотренных настоящей Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом.

Если обратили внимание, нумерация поплыла, приходится менять статьи местами, некоторые добавлять, пару штук, где повторы, кильнул.
Жду конструктивной критики! Можно - злой :slight_smile:

В вашем варианте Конституции нет ни слова о праве граждан на частную собственность.
Ни слова! Почему?

Идем дальше.

Простой случай.
Я - банкир.
На свои деньги я купил на аукционе в Лондоне за 2 миллиона долларов картину “Ленин на броневике”.
Повесил эту картину у себя дома…
Выйдя на пенсию, решил переехать на ПМЖ в Лондон. Собрал контейнер.
Бережно упаковал картину с Ильичем… и тут раз, таможня мне обьявляет, что это “ценное произведение искусства” и вывозу за пределы Беларуси не подлежит!
Что скажете?
Вам так нравится жить в СССР?

Вы не дочитали.
В отличие от конституций сопредельных государств, в белорусской много повторов и мешанины. Некоторые базовые права человека заброшены в раздел “основы конституционного строя”, они частично дублированы в разделе “государство, общество, гражданин”, который я переименовал в “права человека”. Там же развёрнутая статья о праве на частную собственность. См ниже или выше.
Вообще, вероятно, основы конст строя и права человека надо объединять, потому что права человека - это самое базовое. И самое нарушаемое.

Честно - не знаю. Вроде и право распоряжения частной собственностью не хочу ограничивать. И защита нац достояния от вывоза - общепринятый институт… Наверно, надо мяукнуть - вывоз всякого такого осуществляется в соответствии с законом, и пусть бюрократы будущего думают, как вывозить ильича за рубеж.

Претензий к вам у меня нет.
Каждый “пианист” играет, как умеет.
То есть, вы пишете законы, которые будут отражать менталитет людей, которые живут вокруг вас…
А насчет “картины маслом”, так это история из моей жизни…
Мой отец, вернувшись с войны привез и “трофеи”, которыми его наградило командование части…

  1. Фотоаппарат для сьемки на пластинки, размером 6х9 или 9х12…
    Я быстро этот фотоаппарат разобрал, а вот обратно собрать не получилось…
  2. Радиоприемник “Korting-Radio”…
  3. Кожаное, черное пальто, в которых щеголяли эсэсовцы в советских фильмах…
    Когда я вернулся из армии, мать мне это пальто перешила в куртку. И я ходил в этой куртке, форсил перед местными девицами…
  4. “Картина маслом”, размером 1,5-2 м х 1-1,5…
    На картине был нарисован осениий лес, листики зеленые, желтые, облака…
    Пейзаж, короче.
    Я потащил этот пейзаж на экспертизу в художественный музей(что на ул. Ленина)…
    Через пару дней пришел, а мне говорят, что это “художественная ценность” - вывозить нельзя.
    Я начал немножко “заводиться” - это же моя собственность…
    Позвали эксперта. Пришла дама, вся из себя интересная…
    Я ее спрашиваю, вы хоть можете мне сказать, кто художник и когда картина была написана?
    Она мне тут же отвечает:“Кто художник?” - она не знает. Дата написания картины - не возьмется сказать - надо делать хим. анализ красочного слоя.
    Но данная картина представляет “художественную ценность” и вывозу за пределы БССР не подлежит…
    Картину эту я отдал соседу. Он принес бутылку водки и мы душевно посидели…

если не будет протестов весной, то не будет и никакой конституции, никогда. зачем на это тратить время, засорять форум и отвелекать людей от первостепенных задач.

Надо бы сказать - ЧЬЯ(?!) территория !

https://maxpark.com/community/7668/content/5123807

Права обеспечивает не власть !

Права обеспечиваем МЫ САМИ ДРУГ ДРУГУ !

Права это - ДОГОВОР МЕЖДУ НАМИ !

https://maxpark.com/community/7668/content/5123812

"Разные - “государственная, муниципальная и иные” - формы собственности -

это АХИНЕЯ !!!

Имеет место быть только ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА !

Разными бывают формы ОРГАНИЗАЦИИ физических лиц в те или иные структуры,

Каждый со СВОЕЙ долей. В том числе и в государство.

Государство начинается с того, что люди договариваются о собственности на природные ресурсы,

потому, что ничего другого в начальный момент НЕТ !

И нет никаких причин, чтобы доли КАЖДОГО в природных ресурсах были разными,

кроме наглости некоторых наглых особей.

“КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ” ©.

На следующем этапе развития общества начинаем работать.

А вот РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА принадлежат ТОЛЬКО тому,

кто эти результаты СДЕЛАЛ, ПРОИЗВЁЛ.

Работает каждый только для СЕБЯ ! !!!

И работаем мы по-разному !

И если после решения о собственности на природные ресурсы -

“КАЖДОМУ РАВНУЮ ДОЛЮ В КАЖДОМ ПРИРОДНОМ РЕСУРСЕ” ©. -

мы все равны - в смысле обеспеченности и богатства,

то после добавления к СВОЕЙ доле в природных ресурсах СВОЕГО труда,

мы становимся РАЗНЫМИ - в смысле обеспеченности и богатства.

Так и должно быть !


Вячеслав Стародубов

Вы повторяетесь. Исходите из того, что равные стартовые начала.

Нет, мы уже далеко не на старте. И земля частично поделена. И многие рыночные механизмы уже работают, пусть криво.

Чтобы вы поняли свою ошибку, подумайте о церковной собственности, чисто для примера. Она создана за счёт пожертвований. Пожертвование - это отчуждение. Жертвователь не приобретает никаких прав на имущество церкви. То же самое с собственностью фондов, общественных организаций.

Даже рассматривать госсобственность как общую собственность граждан правильно с политической торчки зрения, но неверно с точки её правого режима. Если кто-то выбывает из гражданства, он не получает долю госсобственности, а теряет все права. Сравните с выходом из ЗАО или ОАО, вот там действительно общая собственность граждан, если все держатели акций физлица.

Чесслово, я даже попу с дивана не подниму, чтоб защитить ваши права. Уверен - вы тоже. Но нам с вами нужно утвердить избираемую, контролируемую, сменяемую власть, которая и защитит права.

Да ради Бога! Но кому нужен договор, если обязанность его исполнения не подкреплена санкциями? А санкции опираются на власть.

Обратите внимание - "НОЕВ КОВЧЕГ" Новая система управления :slight_smile:

Как вы думаете, сколько людей из фотографии на титуле данного ресурса были вычислены по фотографии и репрессированы? Как вы думаете, законны ли такие (по фото) репрессии? Исходя из предложенного текста (см, н-р, ст.35), вопрос спорный. Наврядли марш на фото был разрешен горисполкомом.
Самой последней из окружающих нас стран приняла Конституцию Финляндия – в 1999 г., т.е. по сути в доцифровую эпоху. Как вы думаете, при современном уровне развития коммуникаций, мгновенных платежей и карательной цифровизации, а также всевластия денег, что “государство”, если захочет, сделает с вами, со мной и заодно с любой конституцией? Является ли нашим неотъемлемым правом в соответствии со ст.34 конституции РБ знать содержание переговоров в Сочи 22.2.2021? Не следует ли все расставить по местам? Сплошь и рядом “государство гарантирует”, “государство создает”, “гражданам гарантируется” – это перебор. В тексте Конституции Эстонии от 1992 г. есть хотя бы фраза о том, что конституция защищает граждан от произвола государства.
Если ознакомиться с материалами последних конференций по цифровой трансформации, найдем обсуждение вопроса о том, что информация первична по отношению к материи. Я не буду развивать этот тезис, но хоть кто-нибудь может представить, что это означает? Мы точно на пороге переопределения всех фундаментальных категорий, в т.ч. “государство”, “конституция”!
Сегодня, в 2021 г. сколько раз в вашем тексте встречается контент “данные” - “информация” – “знание”? 0 раз! Т.е. вы просто создаете еще одну конституцию 1994-го года или ранее. Сегодня полная и достоверная информация является основой всего, ну просто всего! Как следствие, важнейшую роль в общественных отношениях теперь играет законность использования информации.
Вывод. В ст.1 конституции следует включить слово “информированное”, т.е. “Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое информированное государство”. Чувствуете, как статья 1 обрела полноту? Далее в статьях формулировать способы создания и использования информации. Например, все госорганы, все хозяйствующие субъекты должны публиковать полную информацию о себе. Вся работа госорганов, все судебные заседания должны быть открыты и публиковаться он-лайн, и т.д. Определять, когда именно и кто именно вправе использовать информацию для получения неких правовых последствий. Незаконное использование информации не принимается во внимание и жестоко наказывается (например, приравнивается к госизмене). Если этому следовать, информационный контент должен быть практически в каждой статье новой конституции. Если же этого не сделать, информация все равно будет собрана “государством” любыми способами и (незаконно) использована им же для произвола. Понятно, что такую новую конституцию быстро не создашь.
И еще. Система обработки данных (условно – “компьютер”) может поставить диагноз, назначить лечение, дать правовую оценку, вынести приговор и т.д. за секунды, точно и эффективно, исключая при этом самое неприятное – человеческий фактор. Если кто-то считает, что это не так, не смешите людей! Многие специалисты и должности сегодня на мой взгляд продолжают существовать лишь в соответствии с ключами “начальник”, “высокооплачиваемый”.
В информированном государстве начнет сходить на нет преступность и коррупция, госорганы сократятся в разы. Граждане смогут реально участвовать в общественной жизни, на деле станет возможным прямое народовластие. И многое многое многое еще.
Аспекты информированного общества – первое, что придется обсуждать в новой Беларуси, без этой основы никакого прогресса не будет. И соответственно, придется менять конституцию. Авторитарное же или диктаторское государство не может быть информированным по определению. Т.е. самое широкое обсуждение этой темы, в котором должны участвовать ВСЕ, как раз и может быть частью “плана Б”, которое загонит мракобесие в могилу.
Для масштабных обсуждений нацеленных на практический результат данная платформа Демократический форум непригодна, требуется ее сильно развить. Это должно быть предметом отдельной темы обсуждения. Хороший инструмент крайне важен.
Я бы и сам с большим рвением взялся за развертывание реальной дискуссии по цифровой трансформации общественного устройства, разработал бы предложения по инструменту, но поздно, слишком стар, живу в деревне. Извините ради бога …

Ага, и кто о чём его будет информировать? Вы вообще как себе представляете государство? В виде огромного существа с большими ушами, в которые вводится информация? Кто субъект информирования под названием “государство”?
Самое информированное государство было - СССР 1937 года, все стучали-информировали. Оно нам надо?

Так велкам! Постояльцы всегда будут рады. Пройдитесь по форуму. Тут уже столько копий сломано по поводу информационных процессов… Эта ветка уже устаревшая, последний текст обсуждается в ветке “преамбула”.

И посмотрите текст проекта конституции Анатолия Лебедько. Там вообще нечто из прошлого века

Про Лебедько согласен полностью. А про информирование… В общем, я сам ничего не придумал. Прочтите хотя бы эстонский документ SE21 от 2005 г. Эстония - образец для меня. Почему именно она, можно как-нибудь порассуждать. Но точно то, что не следует упрощенно, по-своему понимать “информирование”. Это много чего. Например, обсуждаемые “электронное правительство”, “беспилотный транспорт”, “электронная медицина” и т.д. - это такие мелочи, о которых я здесь даже не думаю.
Как вывод: 1.Мое личное мнение - конституция, ваша ли, Лебедько, 1994 г., как хотите в ней переставляйте слова, создавайте любые формы правления - она не будет работать по большому счету, даже если Вы будете президентом. 2.Без информирования не будет НИ-ЧЕ-ГО. Наши соседи в этом вопросе ушли вперед на десятилетия и живут, и будет с нашей стороны неправильно игноре или изобретать сугубо свое.
Кстати, в вашем тексте в разных пунктах есть противоречия, но обсуждать это, при всем к вам уважении, не имеет смысла, т.к. см.выше.
Вероятно и обсуждения по конституции на данном форуме тоже постепенно заглохнут из-за отсутствия практического результата. Зато “результатом” будет разочарование участников, затем референдум, на котором 90% будут голосовать за тот текст, который они, если и прочитают, то это будет для них пустым звуком. Причина - полное (подчеркиваю - полное) отсутствие информирования в вопросе разработки конституции. Из-за того, что само информирование как таковое, соответствующие технологии в повестке дня я как-то не нахожу. Тоже понятно, информированное общество может быть создано исключительно сверху - парламентом, правительством, научным и техническим экспертным сообществом. И эта работа есть своими руками забивание гвоздя в крышку для вышеперечисленных структур и многих других в их нынешнем виде.
Мой адрес neabyakf@gmail.com. Может предварительно “поругаемся” не на глазах у изумленной публики.

1 симпатия

Так именно глаза публики - это важно.
Моё видение.
Через непродолжительное время, полагаю - не более 10-20 лет, развитая часть человечества, исключая особые режимы типа Сев Кореи, Венесуэлы и Туркмении, перейдёт в полностью информационную эпоху. Тогда каждый сможет реализовать в полном объёме свои права, тыкая пальцем в смартфон или аналогичное устройство будущего.
Сейчас мы можем делать очень немногое, в основном - производить покупки, мизерная часть сдаёт налоговые декларации и т.д.
Когда у каждого в обязательном порядке будет электронное устройство, гарантирующее идентификацию пользователя, а без этого устройства чел лишён возможностями пользоваться большинством благ, вот тогда…
Если пытаться внедрять нечто подобное в первых рядах, то упрёмся в проблему достоверности выбора.
Допустим, АГЛ нет, потому что это - непременное условие реформ. Но остались десятки тыс чиновников, поддерживавших адм-командную систему АГЛ. И вот они создают информационное общество. Как будет считать голоса на выборах идейный наследник Ермошиной? Как будет обеспечивать приватность личных данных последыш Тертеля? А внук Кубракова будет определять - какая информация в общем доступе, а какая - нет… Спасибо, не надо.
Из колхозно-навозного деспотизма мы не перескочим в светлое будущее без построения базовых институтов демократии. А вот для этого нужна Конституция.

В отличие от Лебедько и администрации президента мы обсуждаем проект конституции совершенно открыто. Посмотрите ветку “преамбула”, там уже порядка 200 постов.
Конституция - это непростой и объёмный юридический документ. При том ещё достаточно общий, в нём не так много прикладных норм, 99% требуют уточнения в законах и подзаконных нормативных актах. Ориентироваться в них - сложно.
Народ хватает по верхам.
В той же Конституции а-ля Лебедько основная масса уцепилась за языковые перегибы, что характерны для старых оппов-наци 1990-х годов. Убрать эти перегибы, люди глянут - президентский срок сокращён с бесконечности до два по по пять лет, нормально, голосуем “за”. Очень небольшой процент вчитается, рассмотрит другие перлы и схватится за голову.
Информационное государство нуждается в столь же продуманном правовом регулировании, что и традиционное.
В общем, если вы увидели противоречия - плз в студию.

Здравствуйте!

Меня зовут Николай, вас, насколько я понял, Иван.

Огромное спасибо, что уделили время и написали мне.

Тем не менее, я вынужден отметить, что вы подменили слово “информированное” на “информационное” и тем самым перешли в совершенно иную предметную область – гаджетов и он-лайн услуг. Мы обсуждаем разные вещи, что невозможно. Когда-то я, как реакция на информацию из интернета, написал текст, взгляните аттачмент. В общем, чтобы обсуждать “информированное общество”, надо абстрагироваться от государства, парламента, конституции, интернета, всего второстепенного и обсуждать на одном уровне: будущее беларусского общества. Вопросы, связанные с цифровизацией должны решать современные и креативные, а не старперы типа меня, поэтому я особе не активничаю, стыдно как-то. Хотя “молодежь” часто мыслит слишком конкретно, в результате проблема должным образом даже не прорисовывается, а забалтывается в деталях.

Что касается конституции. Представьте, что кон-я 1996 г и законы работают. В рез-те у нас прошли честные выборы, АГЛ ушел, ну и т.д. В чем проблема? Вот. А дальше уже философия.

Щигельский полагет, что в нашем обществе существует запрос на диктатуру. С этим невозможно не согласиться. Простыми словами, национальной чертой беларуса является вылизать задницу диктатору. Т.е. не образовываться, не отягощать себя гражданскими обязанностями, а возложить все на “президента”. С одной стороны, это не так уже и плохо, если бы законы работали и “президент был хороший”. Вырастут молодые, все само по закону куда-то перетечет, изменится, что мы и наблюдаем. С другой стороны незнакомые слова “диалектика”, “демократия” вначале соседа-ябатьку вводят на 10 сек в ступор, а затем он начинает люто тебя ненавидеть и вопит так, что за километр слышно. В рез-те непонятно, что делать, когда читаешь преамбулу Пляхимовича – смеяться или плакать. Зачем вообще нужна преамбула? Без вранья ее составить невозможно.

Вот возьмем вашу ст.1. В первом абзаце вы применили термин “социально-ориентированное государство”. Что это? Википедия дает определение “социальное государство”. Это одно и то же? Тогда зачем нужно “ориентированное”? Или у вас есть своя база аксиом? Во втором абзаце вы даете определение конституции. Зачем, в википедии это определение есть? Или оно вас не устраивает? Тогда это (определение конституции) именно тот вопрос, который по вашей обоснованной инициативе можно и нужно обсудить и выработать и задокументировать определение. Если же определение конституции уже существует, зачем нужен второй абзац? К каждой последующей статье у меня вопросов все больше. Только без обид!

Что касается форума. 200 постов или 1000 – это цель? По-моему, чем больше постов, тем дальше истина. Вместо нее трясина, из которой не выбраться. Короче, я полгода пытался к нему подступиться, никак не мог понять, где результат. Потом…. Ладно, на форум я больше не пойду пока не увижу, что форум работает на результат, т.е. какой угодно, но документ.

С уважением.

вс, 14 мар. 2021 г. в 15:51, Ivan через Беларуский демократический форум <belarusforum@discoursemail.com>:

(Вложение 1.docx отсутствует)

Хочу поздравить “Nekubrakova” с мертворождением гибридной формы “проекта конституции” как стартовой площадки для новой более уродливой формы диктатуры! Эта конституция для кого? - для государства представленного чиновниками и народа как питательного “планктона”, для тех кто правит? Кстати, “унитаризм” придумал для себя Лукашенко - прекрасный повод для реставрации любых форм диктатур.
1.Ключевые вопросы которые должна иметь “Народная” конституция сознательно удалены из контекста документа, а это важные вопросы о власти Народа и механизме ее передачи и возврата. Объясняю на пальцах: Народ – как единственный источник власти должен конституционно решить для себя три жизненно важных вопроса:
А. Если механизм передачи власти от Народа существует, где тогда механизм возврата власти?
Б.Если мы (народ) единственный источник власти, то каким образом мы можем передать власть, оставаясь единственным источником власти?
В.Как мы (народ) превращаемся в не единственный источник власти? Если эти ключевые вопросы не решены нет смысла в конституции.
2.Не решен вопрос земли и общенациональной собственности, она что, снова принадлежит мифическому государству неизвестно откуда появившемуся?!
3.Вообще, в этом документе, кто такой Народ, Человек, гражданин, физическое лицо, его статус, откуда он взялся и что он тут делает? Я вижу только декларации на эту тему брошенные в пустоту.
4.Вообще, а что это за слово “государство”, откуда оно появилось, для чего оно и кто его бенефициар?
Если вы в конституции не ответили на эти вопросы, то все что написано ниже, для т.н. народа в виде “планктона”, уже не имеет никакого значения - да здравствуют современная форма рабства созданная своими руками!

Neabyak
Я поддерживаю, что социально ориентированное.
Так как, государство «юридическая единица» через свои органы управления-ветви власти, реализует в исполнение общественный договор.
В данном договоре, обеспечивается не полное социальное обеспечение, а частичное, за счет средств граждан (бенефициаров), через налоги.
Полное - инфраструктура, образование, помощь при потере работы и др.
А так же частичная при вопросе жилья, социальной пенсии.
А красиво и качественно жить, хорошо питаться и одеваться, заниматься любимым делом, это каждый сам.

Конституция- регулирует отношения между законодательной и исполнительной властью, а также закрепляет основные права и свободы граждан.

Есть вопросы, которые вы правильно поднимаете.

В любом случае, есть документ (рыба), который можно дорабатывать, если есть желание.

Stingray
По вопросу унитарного, так это территория государства не имеющие самостоятельные территориальные единицы в составе.

Структура правления, взята за основу модель французского государства (Я лично так для себя понял).

Да, надо прописать, кто этот народ.

Извините за назойливость, во вчерашнем письме форум вырубил вордовский аттачмент, о чем мне пришло сообщение. Досылаю аттачмент в виде текста:

Часто в публикуемых уличных и других опросах можно услышать следующее: “Я за мирную процветающую Беларусь!”. В таком ответе подразумевается, что опрашиваемый за прежний уклад жизни во главе с Лукашенко А.Г., но против протестов и смены режима, которые, вероятно, неизбежно разрушат мир и процветание. Поэтому необходимо еще и еще раз обсуждать тему мира и процветания и, в частности, соотносить их с соблюдением в стране законности, т.е. права.

Сопоставим два факта.

Факт 1: 9 августа 2020 г. в Беларуси были сфальцифицированы выборы Президента, после чего произошел преступный захват власти вооруженной группировкой во главе с гр-м Лукашенко А.Г… Доказательства опубликованы. Фальсификация выборов, узурпация власти – тяжкие преступления.

Факт 2: В 2020 г среди всех постсоветских республик Эстония занимает лидирующее место в мировом рейтинге глобальной конкурентоспособности стран мира, который опубликован Институтом менеджмента (Швейцария) 17.06.2020. Всего в рейтинге 63 страны, Эстония – 28 место, Россия – 50-е, Беларуси в рейтинге нет.

Казалось бы, что общего между этими фактами?

Рассмотрим документы (находятся в открытом доступе на соответствующих официальных интернет-ресурсах):

  1. “Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 г.” Министерство экономики Республики Беларусь. Научно-исследовательский экономический институт министерства экономики Республики Беларусь. Далее по тексту – НСУР РБ2035.

  2. "Государственная стратегия развития Эстонии “Устойчивая Эстония 21”. Таллинн 2005г. Далее по тексту – SE21.

Поразительно, но в опубликованном документе НСУР РБ2035 отсутствует дата издания или утверждения! Это уже многое говорит об отношении разработчиков к своей работе. Эксперт отправил бы данный “документ” на доработку, если бы понял кому – в документе нет ни одной должности, ни одной фамилии. Эксперта, видимо, не оказалось, а документ кроме меня вообще никто не читал. Судя по тексту, он издан примерно в 2019 г. А вот в документе SE21 перечислены все организации и поименно все специалисты – участники разработки, а также даты принятия правительством и парламентом Эстонии в 2005 г.

Белорусский документ содержит перечисление значимых сторон жизни – экономика, образование, медицина, сельское хозяйство, экология, в каждой из которых после слова “будут” (имеется ввиду к 2035 г) записаны этакие светлые цели, которые непонятно на чем основаны, достижение которых не поддается никакому контролю. Возьмите документ, ткните в любое место текста и прочитайте в качестве цитаты. Такой документ должен понравиться первому лицу, остальным же запудрить мозги, пообещав в будущем раздать кем-то придуманное счастье.

Вывод: документ НСУР РБ2035 – это псевдонаучная трескотня, пример коррупции, когда детки в НИИ экономики валяют дурня, а папы в министерстве экономики прикрывают.

Впрочем, ничего другого ожидать не приходиться, по сравнению с фальсификацией выборов это, наверное, мелочи, и я не об этом.

Эстония для сравнения выбрана как раз в силу вышеприведенного факта 2, т.е. лидерства этой страны в РГК. Так вот, в эстонском документе не рассказывают сказки о том, какими процветающими будут через 15 лет промышленность и сельская гаспадарка, а обсуждается по сути только одно: каким должно быть устройство информированного общества, чтобы все остальные стороны жизни получили устойчивое развитие. Добросовестно, с математической точностью определены и описаны цели, связи между ними, способы и задачи на пути к их достижению. Впрочем, эстонцы сами ничего не изобретали, а перенесли на эстонскую землю и культуру опыт своих более передовых соседей. Разработка эстонского документа была начата 20 лет назад, т.е. по сути в доцифровую эпоху, когда мобильный телефон был один на всю Эстонию – в сейфе у председателя правительства. Поставленная в документе задача построения информированного общества была столь амбициозна, что и сегодня с трудом верится в то, что она могла быть реализована. Тем не менее, образование, правильнее – просвещение, стало первоочередной задачей, а в дома пошли волонтеры, обучающие людей быть он-лайн. Теперь же, как говорят мои хорошие знакомые, уехавшие в Эстонию из Беларуси, эстонец даже жениться может не выходя из дома.

Таким образом, всего за 15 лет была создана в частности “электронная Эстония” – цифровая система, основные технические решения которой были также заимствованы у соседей. Система обеспечила такое политическое устройство общества, когда романтические туманные идеалы – мир, справедливость, свобода, процветание, демократия на практике реализовались в строгую всеобъемлющую и неукоснительно поддерживаемую формулу

ПРАВО. ПРАВДА. ПРОГРЕСС.

В грамотно сделанной цифровой системе нельзя что-то утаить, из нее нельзя удалить никакую информацию, нельзя соврать, потому что это сразу станет известно всем. Цифровое общество превращает коррупцию в анахронизм, совершать преступления невозможно, да и невыгодно. В электронной Эстонии голосование он-лайн, поэтому фальсификаций не может быть в принципе. О процветании Эстонии гуглим и читаем. При этом к удивлению ни слова не находим о том, что Эстония – член НАТО, хочет, например, захватить Беларусь. В электронной Эстонии в общественно-политическую жизнь вовлекаются все граждане, каждый гражданин может внести реальный вклад в жизнь и дела всего общества, мнение всех принимаются во внимание. Подобное в ручной даже самой демократической системе просто невозможно хотя бы из-за бюрократизма и растянутых сроков принятия решений. Общество даже трудно назвать демократией, при которой меньшинство принуждается большинством. В информированном цифровом обществе решения вырабатываются в результате диалога и согласия, практически консенсуса ВСЕХ участвующих сторон – всех слоев общества, всех групп населения. Такое согласие достигается на основе знаний.

Кстати, если некое современное правительство не ставит перед собой целей глобальной цифровой трансформации общественного устройства, прикрываясь всевозможными техническими и финансовыми причинами, пользуясь неграмотностью населения или просто замалчивая тему, не означает ли это, что в королевстве как минимум не все в порядке с демократией или коррупцией?

Когда речь заходит о чем-то новом, еще не вполне понятном, пропаганда может легко подменить понятия. Вместо цифровой трансформации общества и государства, перемолов бюджет, могут даже появиться некоторые цифровые компоненты. В результате, например, отдельно взятый “электронный ЦИК” всегда выдаст нужные результаты, и не потребуется сжигать бюллетени. Лоскутная цифровизация диктаторской системы – это, к сожалению, укрепление ее власти. Необходимо понимать, что эффективность цифровой системы напрямую зависит от качества и полноты исходных данных. Должны собираться и вводиться в систему любые данные обо всех и обо всем. В принципе открыто ли, скрытно, но данные собираются уже давно, у нас даже закон есть, регламентирующий сбор и использование данных. Но закон, понятное дело, не работает. Пробить фото демонстранта по базе с целью установить личность и репрессировать – это несанкционированное использование данных, уголовное преступление. Получается, что, прежде всего, нужна “честная” электронная прокуратура. Такое вообще у нас сейчас возможно?

Вернемся к документам. Эстонский документ начал разрабатываться в 2001 г, когда эстонская нация стала перед реальной перспективой исчезновения из-за оттока населения, размытия культуры, неэффективного ручного “вертикального” государственного управления. Эстония приговорила себя к развитию, начав сравнивать себя не с африканскими странами, не со средневековьем, а со странами Евросоюза. Через не такой уж и большой промежуток времени прогресс ее стало невозможно не замечать, запестрели ссылки. И вот, спустя два десятилетия, и у нас появился документ НСУР РБ2035. В нем читаем:

"8.3 Эффективное государственное управление

Эффективное государственное управление предусматривает создание компактной, эффективной, гибкой и транспарентной системы управления социальным и экономическим развитием. Решение задачи по повышению качества государственного управления предполагает проведение конструктивного и открытого диалога между государством, гражданским обществом и частным сектором.

Повышение качества государственного управления

Предусматривается провести модернизацию системы государственного планирования и отраслевой политики."

Ну и так далее. Как вам? Читать документ – то же, что смотреть новости на госканале – пропаганда, вранье и тарабарщина. Вот такое планируется “процветание”.

История, как говорится не терпит сослагательного наклонения, но она же есть работа над ошибками. В начале 90-х стартовые условия для устойчивого развития в Беларуси были на порядок выше, чем у всех прибалтийских республик вместе взятых. К тому же Минск был ИТ-столицей СССР. Если бы гр.Лукашенко А.Г. сошел в 1996 г, то в основанном на знании обществе согласия мы бы УЖЕ жили. Сейчас же мы должны откатиться на четверть века назад и начать все сначала. И навряд ли получится быстро. Ведь лукашизм вытащил из пыльных сундуков 30-х годов прошлого века огромную бюрократическую массу людей, от начальников цехов до министров, от научных сотрудников до депутатов, многим из которых “не до законов”, главное, чтобы была возможность властвовать хоть над кем-нибудь, подворовывать, ни за что не отвечать, особо ничего не делать и не учиться, но всегда хлопать (от слова “холоп”) в ладошки. Вдумайтесь, в 1994-96 г один плохой человек повалил Верховный Совет, прокуратуру, Конституционный суд, всех других хороших людей. ОДИН человек! Главная причина произошедшего в том, что внутри большинства этих людей, включая меня, не было гражданина, а вместо него процветали лентяй и холоп. Спустя 5 сроков произошло то, что в общем-то и должно было, только гораздо хуже – диктатура стала фашистской с опорой на безграмотность и лояльность.

Обветшавшая мельница, подпитывающаяся исключительно потоком холопства, выбрасывающая искры из ржавых подшипников. Вы действительно ожидаете “процветания” от этой рудиментарной конструкции? Тогда можно порекомендовать прочесть и сравнить НСУР РБ2035 и SE21. Только скотч сдерите с мозгов и сердец. Вам же на каждом вашем заседании извоженной Конституцией, публично – по щекам, по щекам, по щекам! А вы спокойно сидите, не встанете, не повернетесь спиной. Что у вас за бронезащита такая? Как вы это выдерживаете? Чем же вы так повязаны? Смотришь и от стыда не знаешь куда деваться.

Или мы полагаем, что вдруг придет новая хорошая и справедливая власть и создаст это самое процветание? Навряд ли. В неинформированном обществе, прикрываясь “процветанием” власть с первой минуты сама начинает поплевывать на Конституцию и законы, дальше – больше, а мы же занятые ли, на диванах ли, молчим, в тряпочку. Нам вообще по барабану что там за власть, холопом-то можно быть при любой. Только посмотрите, через 2-3 десятилетия “процветания” ситуация гипертрофируется, неизбежен кризис, ломка, революция и вопросы: “А где же оно, процветание”? В принципе, если законы, пусть даже не самые лучшие, работают, можно приспособиться и жить в любой системе, и даже что-то лепетать о процветании. Вот только рано или поздно законы начинают кое-кому мешать и куда-то деваются. Апофеоз – фальсификация выборов, узурпация власти и правовой дефолт под холопанье мирных и процветающих.

Демократическая Конституция и хорошие законы нас вряд ли спасут, т.к. колхоз из человека убрать невозможно. Необходимым условием для процветания является создание целостного цифрового государства, системы, нивелирующей влияние этого сволочного человеческого фактора путем предоставления любому гражданину или субъекту всеобъемлющей и достоверной информации. Причем постановка задачи должна быть на самом высоком и современном уровне, вплоть до Конституции. И здесь ничего не надо изобретать, все не раз уже сделано. Мы же, например, не производим смартфоны, но активно ими пользуемся. Вопрос не столько технический, сколько организационно-политический и правовой. Получается, что система (общественного устройства) может быть создана и внедрена только сверху, а для этого нужна гражданская позиция и воля многих и многих руководителей, депутатов и чиновников всех уровней.

Итак, с какой стороны ни зайди, для процветания прежде всего нужно исполнение права, а также принципиальное волеизъявление всех граждан в случае его нарушения. Не прикрываясь никакими “миром и процветанием”. Например, золотой, дорогой и любимый выборы сфальцифицировал, значит теперь это преступник. Для всех преступник. Несмотря на все заслуги – преступник.

пн, 15 мар. 2021 г. в 09:26, Неабыяк Бел <neabyakf@gmail.com>:

1 симпатия

Вы перепутали программу развития и Конституцию. Конституция Эстонии принята в 1992 г., программа развития - в 2005 г., когда демократические институты заработали.
Конституция предусматривает достаточно примитивную организацию госвласти - чисто парламентскую республику при почти полном отсутствии противовесов парламентскому большинству. То есть человек с организационно-бойцовыми качествами как у Лукашенко легко обеспечил бы большинство в столь малолюдном парламенте (101 депутат), “ператрахнул” его и назначил бы эстонскую Ермошину гарантом своего вечного переизбрания.
В Эстонии принципиально другая ситуация, там роль противовеса исполнила огромная русскоязычная прослойка населения, политикам пришлось искать компромисс между русско- и эстоноговорящими. Ну и не нашлось такого уникума как АГЛ.
Поэтому Эстония как пример конституционного строительства нам никаким боком не образец для подражания. А вот с точки зрения развития после укрепления демократии - очень даже. Но пока так далеко не загадываю. Надо сначала запустить демократические институты, и в нашей конкретной ситуации придётся в Конституции закрепить гарантии гораздо подробнее, чем это сделали эстонцы.